Журнал "Коммерсант ДЕНЬГИ" №38, октябрь 2007

Воспитание через собирание

Мнения взрослых и детей в вопросах пользы и удовольствия сходятся редко, но есть одна игрушка, вызывающая полное одобрение у взрослых и живой интерес у детей. Это конструкторы.

У тех, кто учился в советских школах, слово "конструктор" вызывает ассоциации с одноименной коробкой, которая содержала набор алюминиевых пластинок с дырочками, винтиков, колесиков, гаечный ключ и разные другие детали. С помощью инструкции из всего этого можно было собрать весы, кран на колесиках, тачку и другие незамысловатые механизмы. Для постсоветских детей синонимом слова "конструктор" стал Lego.

Конструктивное развитие

К конструкторам можно отнести самые разные игры - от больших кубиков, из которых в детских садах складывают домики, до наборов сложных деталей, позволяющих подростку создать модель самолета или машины. Хотя многие считают конструкторы игрушками для мальчиков, психологи утверждают: конструкторы полезны и нужны ребенку независимо от пола.

Список качеств, развитию которых способствуют игры с конструкторами, внушителен. Это и творческое мышление, и мелкая моторика, и координация движений. "В современных условиях ребенку приходится с раннего возраста осваивать различные технические приборы - от мобильного телефона до компьютера. Занятия с конструктором развивают техническое, системное мышление и дают навыки, которые ребенок потом сможет использовать в работе с техникой",- рассказывает преподаватель Института психологии имени Выготского кандидат психологических наук Марина Резванцева.

Специалисты по дошкольной педагогике подчеркивают, что конструкторы развивают творческое мышление и самостоятельность. "Очень важно, чтобы ребенок имел возможность не следовать образцу, а собирать собственные модели,- говорит Марина Резванцева.- Таким образом ребенок обретает вариативность мышления, учится проектировать, а затем воплощать собственные идеи". По этой причине наборы, предназначенные для сбора только одной фигуры, не лучший выбор. Хотя разборные куклы и машинки часто называют конструкторами, на самом деле они таковыми не являются. Так же обстоят дела и с наборами деревянных деталей, которые имеют лишь один вариант сборки - домик, корабль и т. п. Это может быть интересно ребенку, однако развивающий эффект таких игрушек невысок.

Хороший развивающий конструктор действительно дает широкие возможности для творчества, но и он так или иначе ограничивает свободу юного художника: чаще всего его части нельзя согнуть или вывернуть наизнанку. И хотя вариантов деталей и их соединений много, их количество не бесконечно, и с конструируемой моделью не получится обращаться так же свободно, как с рисунком на бумаге. Но то, что на первый взгляд кажется недостатком, на самом деле одно из важных достоинств. Ребенку необходимо не только придумать, что он хочет создать, но и решить, каким образом он будет это делать, какие детали, как и в каком порядке использовать. Желание создать что-то новое стимулирует ребенка к исследованию возможностей игрушки и развивает внимание.

Выбирать конструктор нужно, ориентируясь на возраст ребенка. Чем он младше, тем крупнее и проще должны быть детали. У трехлетнего малыша не хватит сил и координации для того, чтобы управиться с классическими деталями Lego, а обычные кубики будут неинтересны старшим. Для самых маленьких подходят конструкторы с небольшим количеством деталей, но чем "старше" конструктор, тем разнообразнее должны быть варианты соединений, тем больше вспомогательных элементов, таких как колесики, гайки, уголки, он должен содержать.

Вопреки распространенному заблуждению развивающие игрушки для малышей не должны быть излишне яркими. "Флуоресцентные и яркие краски будут отвлекать ребенка,- считает специалист по дошкольной педагогике, преподаватель МГПУ Олеся Комарова.- Развивающие игрушки не должны быть однотонными, но лучше, если они будут основных цветов - красного, зеленого, синего, желтого. Это те цвета, с которыми ребенок должен познакомиться в первую очередь".

При выборе конструктора надо обращать внимание и на способы, которыми соединяются детали, они не должны травмировать пальцы ребенка. Пластик, из которого делаются игрушки, должен быть достаточно мягким, чтобы элементы легко скреплялись. Показательный пример - бельгийский конструктор CLICS, детали которого изготовлены из гигиенического упругого но гибкого пластика, углы гладкие, соединение прочное и шарнирное.

Поскольку конструкторы состоят из сравнительно небольших деталей, важно, чтобы игрушка соответствовала международным требованиям по качеству и безопасности. Не рекомендуется останавливаться на недорогих китайских наборах: непрочная и тонкая пластмасса ломается, а красящие пигменты не всегда отвечают санитарным нормам.

Большие возможности для маленьких

"У детей трех-четырех лет только развиваются моторные навыки и наглядно-действенное мышление, ребенок учится различать и сравнивать цвета, формы и размеры,- говорит Олеся Комарова,- поэтому малышам подойдут крупные и простые развивающие игрушки. Это еще не совсем конструктор, но из составных частей уже можно собирать фигурки. Складывая кубики, дети получают первые знания о том, как предметы взаимодействуют между собой, что такое равновесие и устойчивость, учатся координировать свои действия. В этом возрасте закладывается понимание цепочки "действие-результат"".

Первыми игрушками-конструкторами для детей такого возраста можно считать пластмассовые или деревянные кубики и пирамидки из колец. Нетрадиционный вариант - мягкие конструкторы, детали которых - трубки и пластины с пазами - изготовлены из вспененного полимерного материала. Детали мягкие, поэтому совершенно безопасны и не ломаются.

Для детей постарше - от четырех лет - уже создают конструкторы в полном смысле этого слова. В наборах появляются детали, которые можно соединять между собой и строить сложные фигуры. "В этом возрасте развивается наглядно-образное мышление, продолжают развиваться моторные навыки, ребенок осваивает счет и учится планировать количество деталей, которые нужны для создания той или иной фигуры,- говорит Олеся Комарова.- Дети учатся располагать детали в пространстве. У них появляется то, что мы называем творческим мышлением и воображением. Ребенок начинает создавать, и очень важно, чтобы у него были подходящие инструменты для реализации творческих идей".

Большинство конструкторов в это время можно покупать на вырост. Игра, купленная для четырехлетнего, не потеряет актуальности и в пять, и в шесть лет. Достаточно просто увеличить количество деталей - и можно будет собирать новые фигуры.

Как указывалось выше, интересный вариант - бельгийский конструктор CLICS (650 руб. за средний набор). Детали -- квадратные пластинки, по сторонам которых расположены пазы. Пластинки крепятся друг к другу в одной плоскости или под прямым углом, что позволяет создавать объемные фигуры: можно собрать домик, танк или даже полноразмерный гоночный болид. В наборе от 35 до 1000 деталей. В качестве дополнительных принадлежностей можно купить набор человечков, машины с большими колесами и т. п.

Стот обратить внимание и на конструктор-паззл Kreativity (от 315 руб. за средний набор). В этом конструкторе треугольные и квадратные пластинки могут соединяться под разными углами. В итоге получаются объемные фигурки, напоминающие оригами. Производители предлагают собрать рыбку, вертолет или птицу, но фантазию ребенка никто не ограничивает.

Взрослые развивающие игры
Младшие школьники, как правило, лучше родителей разбираются в том, какие игрушки им нужны. В этом возрасте дети совершенствуют навыки счета, им нравится собирать сложные фигуры. А если школьник заражает "конструкторской" идеей одноклассников, создание замысловатых построек становится коллективным делом.

Здесь можно обратить внимание на продукцию EXECUTIVITY. Для тех, кто увлечен архитектурой, созданы наборы из трубок и сочленений для постройки сложных конструкций вроде американских горок или "вечного двигателя".

Обзор опубликован с сайта NewToys